среда, 20 апреля 2016 г.

ОБУЧЕНИЕ  ДЕТЕЙ  ИГРЕ  В  ШАШКИ

Шашки — игра для двух игроков на многоклеточной до­ске, подобной шахматной, специальными фишкам – шашками. 
В отличие от шахмат системы шашечной игры развивались внутри национальных традиций. При Петре I появилась такая разновидность игры, как«русские шашки».
 Бой ведется на стандартней 64-клеточной доске. Используется по 12 фишек. Существуют также английские, немецкие, итальянские, испан­ские и канадские шашки.
Шашки есть почти в каждой семье, но лишь единицы со­временных дошкольников умеют и любят в них играть. А у взрослых на это и вовсе не хватает времени.
При достаточно простых правилах шашки требуют от игрока усидчивости, тренируют ум и развивают мышление
Настольные игры уже давно уступили место ком­пьютерным играм, за которыми дети готовы просиживать часами. Многие родители ошибочно считают, что ком­пьютерные игры способны стать альтернативой живой игре. Между тем машина не заменит непосред­ственного, живого общения с ребенком. Дух партнерства, товарищества, соперничества во время настоль­ных интеллектуальных игр сложно переоценить. С их помощью роди­тели могут судить о внимании, со­средоточенности, усидчивости ре­бенка, его умении мыслить такти­чески и стратегически, а также вы­яснить, как развита его волевая и нравственная сфера, что так важно для последующего обучения в школе.


ОБУЧЕНИЕ  И  ПОДГОТОВКА  К  ИГРЕ
       Знакомство и обучение дошкольника игре в шашки происходитпоэтапно.
- Внимательно рассмотрите фишки (цвет, форму),  доску, выделяя белые и черные поля, материал, поверхность. Дайте возможность ребенку обследовать руками фишки с наружной и внутренней стороны, убедиться в особенностях внешнего вида пе­ревернутой шашки (будущей дамки).
- Дайте ребенку две фишки разных цветов и объясните, что шашки на поле (независимо от их цвета) стоят и двига­ются только по черным клеткам. Это необходимо для того, чтобы шашки соперников встретились в игре. Предложите ребенку самостоятельно разме­стить свои фишки в любом месте доски, при этом сле­дите за правильностью их расстановки на черные поля.
- Предложите ребенку правильно рас­ставить шашки на игровом поле,объяснив, что перед началом игры фишки разных цветов находятся на своих половинах игрового поля. При этом центр поля свободен для того, чтобы мож­но было совершать ходы. Размещать шашки следует в три ряда от ближнего к себе края игрового поля и только на черные клетки. Для закрепления полученной информации предложите ребенку взять 12 шашек одного цвета и разместить их на поле. Обычно это не вызывает затруднений.
- Переходим к обучению ходам по ди­агонали вперед на свободное соседнее черное поле Количество шашек лучше сократить с 12 (24) до 4 (8). Это даст ребенку возможность сделать больше упражнений. Чтобы не допустить зритель­ного напряжения и утомления, отрабатывать важные элементы игры (ходы, бой соперника, дамки) также лучше с меньшим числом шашек.
- Объясните ребенку смысл игры —  уничтожить шашки соперника при продвиже­нии своих шашек вперед. Простая фишка назад не хо­дит. Проигравшим считается тот, у кого не осталось на игровом поле шашек или отсутствует возможность де­лать ходы.
- Проведите тренировочную игру с ограни­ченным количеством шашек на поле. Отрабатывая ходы, ребенок рано или поздно столкнется с положени­ем, когда шашки соперников встретятся и будут находит­ься на соседних полях по диагонали, а поле за шашкой соперника свободно. Взрослый показывает, что тот из игроков, чья очередь делать ход, обязан взять (бить, «съесть») шашку противника и убрать ее с поля. Про­стая шашка может бить шашку соперника и ходом назад.
- Расскажите ребенку, что в любом бою, в том числе в шашечном, есть герои. Это простые шашки, которые достигнув последнего ряда поля соперника, становятся ударными шашками-дамками и продолжают бой. Дамка может ходить по всем диагоналям игрового поля, уничтожая шашки соперника. Она представляет собой перевернутую фишку. Можно в дамку встав­ить круг другого яркого цвета, например, в бе­лые — синий, а в красные — желтый. Так ребенку легче не только отличать свои дамки от простых шашек, но и выделять дамки соперника и следить за ними особенно пристально. Позже дети, накопив опыт игры, часто отказываются от цветного обозна­чения дамок.
Начинается сама игра. Взрослый спрашивает у ребенка, кто должен ходить первым и объясняет, что игру в шашки всегда начинают белые. Он так - же демонстри­рует, как можно провести жеребьёвку, спрятав разные по цвету шашки в левой и правой руках. Игра требует полного сосредоточения, внимания, обзора всего поля. Как правило, ребенок так увлечен своей стратегией, продвижением шашек, что не может оценить картину на доске в целом, не замечают ходов соперника и динамики изменения ситуации.
Задача взрослого — научить детей прави­лу: перед тем как сделать ход, необходимо оцени­вать ситуацию на доске, следить за всеми шашка­ми наигровом поле, а также прогнозировать разви­тие ситуации.

Комментариев нет:

Отправить комментарий