Консультации для педагогов

Воспитание любви к природе.(смотреть здесь)
Использование разных форм по развитию речи.(смотреть здесь)
Через красивое к человечному.(смотреть здесь)

Консультация для воспитателей

«Ознакомление детей с техникой «оригами».
Оригами для детей - отличный способ развить логическое и пространственное мышление, стимулировать творческую активность путем активации мыслительных процессов. Оригами (яп. «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги.
Занятие оригами успокаивает, отвлекает от повседневных проблем, является профилактикой стрессов, которым подвержены не только взрослые, но и дети. Дети учиться следовать инструкции и выполнять действия в определенной последовательности, вырабатывается усидчивость. Во время занятий оригами, особенно с маленькими детьми, следует стремиться не только научить их работать с бумагой, но и развивать у них пространственное воображение, умение читать чертежи, следовать устным инструкциям воспитателя и удерживать внимание на предмете работы в течение длительного времени. Полезно и даже необходимо также развивать устную речь ребенка, стремиться сделать ее красивой, грамотной, научить детей свободному общению. На занятиях с применением оригами можно не только складывать, но и изучать русские обряды и сказки, петь, играть, сочинять истории, знакомиться с персонажами русского фольклора. Однако освоить оригами для детей самостоятельно трудно. Поэтому начать лучше с самого простого. Самое главное, чтобы детям было интересно на занятии, это способствует успешному усвоению материала. Большое внимание на занятии отводится игровым мотивациям, так как обучение складыванию фигурок - это не главная сторона дела. Фигурки создаются в игре и для игры. А игра, как известно, в дошкольном возрасте - главенствующий вид деятельности ребенка. К детям чаще всего приходят персонажи сказок, дети с удовольствием помогают им. Сама сложенная фигурка представляет большой интерес с точки зрения восприятия. Это не точная "копия животного или птицы - это образ", но ребёнок понимает, что это кошка, это рыбка, это бабочка.
Бумагу всегда нужно складывать четко. Складки должны быть твердыми и острыми. Желательно создать уголок или место для детских работ и совместных с родителями работ.
Перед очередным занятием необходимо приготовить: образцы фигурок в двух экземплярах, материал для складывания, необходимый каждому ребенку, бумагу определенного цвета, формы, размера, клей, карандаши, фломастеры.
Начинать занятие лучше с загадки, стихотворения, потешки или беседы. Затем основная часть – складывание фигурки, и заключительная часть – обыгрывание, оценка результата.
План:
1.Ознакомление со свойствами бумаги (сминается; рвется; сгибается; скручивается; разрезается) ; соединяется различными способами (склеивается, сшивается, переплетается) ; горит; впитывает воду; окрашивается.
2. «Книжка» - складывание бумаги, квадрата пополам, совмещая противоположные стороны.
Нужно обратить внимание детей на то, что обложка цветная, а страницы белые. «Книжку» можно «почитать».
3. «Дверь» ( «Лифт», «шкафчик») – сложите «книжку», разверните ее, боковые стороны опустите к линии перегиба.
4. Освоение базовой формы - "треугольник" («косынка») , то есть сложить квадрат пополам, линия сгиба должна пройти из угла в угол. Проглаживать пальцами сгибы.
5. «Елка» - 3 «косынки» разных размеров. Составьте из треугольников елочку, начиная с самой большой детали, соедините заготовки с помощью клея.
6. Вишенки. Понадобится 4 кружка одного размера для ягод и 2 кружка для листиков. Веточку дорисовываем.
7. «Блинчик» («Конверт», «Письмо»). Представляем, что квадрат это блин, в середину которого положили начинку, поэтому края надо аккуратно завернуть, чтобы не осталось щелей и начинка не вытекла. Для этого нужно опустить к центру квадрата все четыре угла, вершины углов должны встретиться в центре квадрата – «поздороваться».
При освоении сгибов пальчики превращаются в утюжки, которые сильно прижимают бумагу, или в паравозики, которые быстро мчаться по рельсам-сгибам.
8. «Веер»
9. «Воздушный змей» («Мороженное») - Сложите заготовку «треугольник», разверните ее. Опустите боковые верхние стороны к линии перегиба.
10. «Конфетка» - перегните квадрат дважды «косынкой». Опустите два противоположных угла к центру квадрата.
11. Получение квадрата из прямоугольника.
12. «Вафельный стаканчик» - делаем «мороженное», которое можно «слизнуть», немного опустив уголок.
13. «Кристалл» - складывается из квадратного листа бумаги. Складываем квадрат по диагонали, совмещая противоположные углы. Свернули, развернули. Образовалась линия сгиба. К этой линии сгибаем стороны квадрата. Получили базовую основу «воздушный змей». Сгибаем теперь к этой же линии сгиба другие стороны квадрата. Получили базовую форму «кристалл».
14. «Тюльпан» - Жил был квадрат и было у него 4 уголка – 4 братца–близнеца. Уголки были очень дружными и часто ходили друг другу в гости. Пошел однажды левый угол в гости к правому, погостил немного и вернулся домой. После путешествия осталась на квадрате дорожка – линия сгиба. На этой дорожке встретились левый и правый углы. Стоят уголки на дорожке, весело разговаривают. А нижнему углу скучно. Позвали его братья. Пришел к ним нижний уголок, поздоровался. Весело им втроем. Захотелось и верхнему уголку к ним спуститься. Отправился он в путь, но дорога дальняя, остановился отдохнуть. Но тут подул ветер и перевернул фигурку. Вот и получился бутон тюльпана.
15. «Мухомор» - понадобится красный прямоугольник размером 15Х7, 5 см и зеленый квадрат 10Х10, клей.
Шляпка – «косынка», ножка – «книжка»
16. «Грибочки» - белый лист (цветной) бумаги складывается пополам. Из бумаги определенных цветов вырезаются круги разные по размеру; Круги складываются пополам и приклеиваются в нужное место;
Потребуются:
3 желтых кружочка для ножек, 2 коричневых для маленьких грибочков и 1 красный (больше) для мухомора. На шляпку мухомора приклеиваем белые точечки. Красиво располагаем грибочки, приклеиваем. Травку вырезаем и приклеиваем – произвольно.
17. «Цыпленок» - Материалы:
Красная бумага для носиков, черная для глаз, квадратные листы желтой двухсторонней бумаги для тел.
На фото представлены большая мама курица выполненный из квадрата 12х12 см., и маленькие цыплятки из квадратиков 7х7 см. Маленькие смотрятся поаккуратнее, к тому же их можно использовать как украшения для пасхального стола, разложив их рядом с тарелками.
1. Квадратный лист сложите по диагонали, хорошо загните линию сгиба и разверните обратно в исходное положение. При помощи дырокола сделайте два черных глазика. От красной бумаги отрежьте уголок для носика
2. Теперь верхний левый угол загните в сторону центра, но не доходя до него 1/3 расстояния половины диагонали. Можете для удобства разделить простым карандашом половину диагонали квадрата на три части.
3. Загните тот же угол теперь в обратном направлении используя новую линию сгиба
4. Сложите квадрат по отмеченной раннее диагонали. У нас получился носик.
5. Нижний левый край полученного треугольника загните асимметрично наверх, намечая линию сгиба. Теперь разогните и вогните полученные треугольники внутрь цыпленка.
Наклейте носик и глазки на полученную модель и цыпленок из бумаги готов.
18. «Веселые мордашки».
Начиная с первого занятия, действия детей следует контролировать и при обнаружении неправильного, неаккуратного складывания обратить их внимание на это, попросить исправить ошибку или допущенную неточность.
Различные действия с бумагой, в процессе ее обработки, применения разных способов и приемов, дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность их внешнего облика в преобразованной форме.
Главное - научить детей словотворчеству, развить их фантазию и воображение. Научить их радоваться и дарить радость другим!

Оригами в детском саду


 тема: «Ознакомление дошкольников с народным декоративно – прикладным искусством»
В декоративно-прикладном искусстве обобщены эстетические идеалы традиции и обычаи народа. Яркие игрушки и предметы быта, созданные мастерами различных промыслов, входят в нашу жизнь с детства, и каждая встреча с ними - это прикосновение к красоте и народной мудрости. По верованиям всех народов, символы, используемые при оформлении того или иного предмета, их расположение и цветовая гамма имели важное обрядовое и магическое значение. Земледельцы из глины и дерева изготавливали фигурки в форме животных, украшали их орнаментом, исполняли магические обряды, которые должны были принести плодородие их нивам и благоденствие их семьям. После выполнения ритуальных действий фигурки отдавали детям. Так появились новые игрушки.
В наши дни, любуясь изделиями карго-польских или богородских мастеров, мало кто знает, что для людей, живших в далеком прошлом, конь являлся символом солнца, медведь - могущества и пробуждения природы, баран или корова - изобилия и плодородия, козел - добра, олень - удачного брака.
Вышивка, воспринимаемая современными людьми только как украшение, по представлениям наших предков, защищала владельца от злых сил, а изображения птиц на тканых, керамических и деревянных изделиях должны были принести их обладателю радость и счастье.
Форма и каждый элемент орнамента, украшавшего изделия народных мастеров, несли определенную информацию. Волнистая линия символизировала воду; две параллельные линии с расположенными между ними точками - землю и зерна; капли, наклонные линии - дождь; спираль - ход солнца; ромб - плодородие, крест - веру. Значение того или иного элемента узора зависело и от его цвета. Например, в росписи дымковской игрушки оранжевый круг символизировал солнце, а красный - дом.
Ознакомление дошкольников с народным – прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Педагог не только дает детям определенный объем знаний о промыслах, но и учит их видеть и понимать красоту, воспитывает уважение к труду народных мастеров, знакомит с технологией изготовления и декоративными особенностями тех или иных изделий.
Начинать эту работу следует с составления перспективного плана по всем возрастным группам. При этом надо определить наличие в детском саду подлинных предметов народного искусства, учесть возможность посещения детьми выставочных залов и музеев, организации встреч с народными мастерами. Во многих дошкольных учреждениях педагоги оформляют мини-музеи народного творчества, русские "избы" и "горницы", где дети могут ознакомиться с изделиями разных видов декоративно-прикладного искусства.
На базе таких мини-музеев иногда организуются изостудии и кружки народного творчества, где педагоги дополнительного образования имеют возможность познакомить детей с народными традициями и ремеслами.
Определив, с какими видами декоративно-прикладного искусства будут знакомиться дети, старший воспитатель намечает последовательность проведения тех или иных мероприятий, продумывает связь тематики занятий, планируемых воспитателями, с работой музыкального руководителя и преподавателя изостудии. При разработке циклов занятий в разных возрастных группах следует учитывать не только возраст детей, но и уровень их знаний, умений, изобразительных навыков.
При ознакомлении дошкольников с каким-либо народным промыслом воспитатель может использовать следующие формы работы:
·                    организация выставок;
·                    беседы по ознакомлению с искусством;
·                    занятия по декоративному рисованию, лепке и аппликации;
·                    проведение праздников и досугов.
При посещении выставок дети получают некоторые сведения об истории промысла, используемых мастерами материалах, учатся выделять характерные средства выразительности (элементы узора, их типичные сочетания, колорит, композицию). При этом задача воспитателя - научить дошкольников рассматривать изделия народных мастеров так, чтобы они затем могли самостоятельно выделить средства выразительности любого другого произведения народного искусства. Для этого используется прием сравнения, который не только повышает уровень восприятия, но и подводит детей к пониманию общих закономерностей декоративного искусства, его традиций и средств выразительности. Например, в начале учебного года старшие дошкольники рассматривают фигурки птиц, сделанных дымковскими мастерами, сравнивают их, выявляя сходства и отличия. На следующем занятии воспитатель показывает им тверские глиняные игрушки, также изображающие птиц, и предлагает не только сравнить их между собой, но и сказать, чем они похожи и чем отличаются от дымковских.
На занятиях по декоративному рисованию, лепке и аппликации, помогая детям овладевать некоторыми навыками и приемами, используемыми народными мастерами, воспитатель должен сам владеть ими, знать последовательность изготовления того или иного изделия, а также иметь соответствующие материалы. Например, лепить дымковскую игрушку следует только из глины, а не из пластилина. А рисовать узоры по мотивам хохломской росписи дети должны только на тонированной бумаге (желтого, красного или черного цвета) гуашевыми красками.
Составляя узоры по мотивам какой-либо росписи, воспитатель должен учитывать и характерные для нее композиционные построения. Например, при оформлении дымковских игрушек используются композиции типа "ткани" (полосатая, клетчатая), свободное расположение элементов (по мере убывания размера),  а так же узор в круге или розетте (украшение хвоста индюка). Для растительного узора Городецкой росписи характерно объединение цветов в гирлянды (на полосе и в круге), изображение симметричных (от середины формы) и асимметричных композиций. При этом сначала художники рисуют самые крупные элементы узора - цветы, тесно прижатые друг к другу, затем в промежутках между ними - листья, решетки и травинки.
Планируя познакомить детей с каким-либо композиционным построением, воспитатель должен не только подготовить бумагу соответствующей формы, но и показать предмет народного искусства, украшенный аналогичной композицией.
В процессе обучения дошкольников декоративному рисованию, лепке и аппликации воспитатель может использовать следующие методы и приемы:
·                    создание игровой ситуации в начале занятия и во время проведения анализа детских работ;
·                    сравнение элементов узора и различных вариантов композиций;
·                    использование очерчивающего жеста (для выделения элементов, определения их расположения и последовательности выполнения узора);
·                    показ последовательности рисования и упражнение в изображении новых или сложных элементов узора;
·                    сочетание различных видов изобразительной деятельности (например, лепка с последующей росписью).
Умение видеть на предметах каждого вида народного искусства вариативность элементов, колорита и композиции, замечать, как мастер, не выходя за пределы традиций промысла, создает каждый раз новое, неповторимое произведение, поможет детям самостоятельно выбирать сочетания элементов и композицию в зависимости от назначения и формы предмета, который они украшают.
С детьми старшего дошкольного возраста периодически могут проводиться занятия творческого характера, на которых они придумывают узоры в стиле какой-либо росписи. Например, воспитатель может предложить нарисовать эскиз ткани для платья Снежной королевы, используя мотивы Гжели; украсить кокошники в стиле дымковской росписи; изобразить букет, составленный из городецких цветов; нарисовать сказочный лес, используя элементы и колорит хохломской росписи, и т.д. Дети под руководством педагога могут выполнять роспись декораций к спектаклям настольного театра, рисовать эскизы костюмов для героев сказок, оформлять рамки для портретов и фотографий.
Сделать занятия по знакомству с декоративно-прикладным искусством интереснее, разнообразнее воспитателю поможет использование музыки, литературного материала, элементов театрализованной деятельности. И от того, насколько эмоционален будет педагог, как он организует эту работу, во многом зависит, сможет ли он воспитать у детей любовь к народному искусству, сформировать умение воспринимать и ценить мастерство народных умельцев.




Комментариев нет:

Отправить комментарий